Здравствуйте, Гость
Вход Регистрация
О Проекте
Всего фильмов 36002
Новое
Добавления 0
Обновления 0
Комментарии 0
Top 100
По просмотрам
По голосам
По рейтингу
По комментариям
Каталоги
Все
Сортировка
По жанру
По актёру
По режиссеру
По стране
По году
По языку
По алфавиту


      
Название фильма: 
   
      

      Познавая белый свет | 

жанр Драма, Мелодрама
страна СССР
год выпуска 1980
режиссер Кира Муратова /Kira Muratova/
актеры Алексей Жарков /Aleksey ZHarkov/
Людмила Гурченко /Ludmila Gurchenko/
Нина Русланова /Nina Ruslanova/
Сергей Попов /Sergej Popov/
Виктор Аристов /Viktor Aristov/
Владимир Пожидаев /Vladimir Pozhidaev/
Наталья Лебле /Natalya Leble/
Ольга Малахова /Olga Malahova/
видео
звук Русский
Стерео (2 канала)
длительность 80 мин
рейтинг 8.00
      описание
По мотивам сценария Г. Бакланова "О чем шумят березы".
Банальный треугольник, обозначенный в фильме между штукатуром Любой и двумя шоферами Михаилом и Николаем благодаря особой форме киноязыка превращает обычную любовную историю в страстную поэму о любви.
      комментарии
       2005-05-25 00:21:40 написал Игорь Галкин
Единственный фильм Муратовой (если не считать дипломной работы), снятый не на украинских студиях - на "Ленфильме". А герои обитают где-то на северо-западе России, на что намекают лютеранские кирхи по фону, остзейские. И темпераменты здесь северные - подмороженные слегка, без активного вмешательства в ход событий - пусть, мол, все идет своим чередом. (В прочих работах режиссера ощущается присутствие если уж не прямо хохлацкого духа, то одесской его разновидности - и лексически, и неровностью настроения, и нравственными приоритетами. Даже если Муратова экранизировала Сомерсета Моэма, одесский привкус все равно имелся…)

Это был сложный для режиссера период. Тем, пожалуй, объясняется и смена студии, и не свойственная для Муратовой работа с живым классиком советской литературы Григорием Баклановым, с пресловутой "производственной темой". В справочниках прямо и в лоб пишут: "Автор сценария - Г. Бакланов", игнорируя стоящее в титрах: "при участии Киры Муратовой". Есть у меня этот сценарий, разница с фильмом вполне разительная (78 минут, кстати, идет всего - а по количеству страниц оригинала все 100-110 должны быть). Вот это "Автор сценария", надо полагать, обеспечило выход фильма на экраны, но "при участии" изрядно осложнило будущую творческую судьбу режиссера.

Не столько наверное за отход от буквы классика осложнило, а за вольнодумство вообще. Здесь работа Муратовой окончательно приняла ту форму, где по первым секундам можно твердо сказать: "Муратова снимала". Не то чтобы это особенно возмутительно, но оказывалось почему-то вне контекста, вне общепринятых правил. А такое нигде терпеть не станут (за исключением, может быть, Франции) - в Голливуде так особенно жестоко карают за отступление от общенационального канона.

Здесь, во-первых, в последний раз Муратова работала с Руслановой, но появились ее актеры-талисманы Сергей Попов и Наталья Лебле. Здесь вовсю заработало знаменитое "кинодежа вю" Муратовой - изматывающие повторы одних и тех же фраз и кадров. Появились резкие обрывы - посреди движения, слова, аккорда (причем, состыковано должно быть с максимально контрастным продолжением - солнце в глаза и подвал, толпа и лицо у свечки). И появились кадры совершенно "необязательные": вроде как идет Муратова за тележкой оператора, снимают серьезный диалог, и тут увидела красиво раздавленную лягушку… "Вася, - говорит оператору, - а ну-ка сними вот это, широкоугольником…". Так и смонтируют: диалог, посреди серьезной фразы лягушка, а дальше, скажем, напряженный ритм рабочих будней, о диалоге уже и не вспомнят. (О-очень похоже на методы Пазолини.)

Так вот об рабочих буднях. Речь об ударной стройке, какого-то тракторного завода. Тут вполне подошла бы коронная фраза партпроработок: "за частностями режиссер не увидела главного, общего". Увидела, конечно… В советском кино есть аналоги "Познавая белый свет" - "Высота" или "Девчата", где есть стройка и есть любовь. Муратову стройка совершенно не интересовала, она снимала историю о любви (всегда снимала онтологические истории - о смерти, об убийстве, о неверности). И в Госкино, полагаю, это понимали, под главным (в фильме, а не вообще) разумея не планов громадье, а ту же любовь. Но вот когда Пазолини снимает "Девчат" - это уже как-то очень вне контекста. Да и не умел Пазолини снимать о любви. О ревности мог. О любви - нет.

       2010-12-18 15:21:30 написал iskander
Любовь на грани нервного срыва, с отрешенным взглядом, скрывающим испуг, со словами, ненадежными, словно демисезонная курточка в лютый мороз, и попытками пробиться, отчаянно выплыть на поверхность из пучины мирской, с новым пониманием и радостью. Проникновение в душу героев "соцдействительности" получилось у Муратовой непривычно глубоким, вопрос же точности, объективности лучше оставить за скобками.