|
Ностальгия | Nostalgia | Nostalghia |
|
|
жанр |
Драма, Арт-хаус и авторское кино |
|
страна |
Франция, СССР, Италия |
|
год выпуска |
1983
|
|
режиссер |
Андрей Тарковский /Andrey Tarkovskiy/
|
|
актеры |
Олег Янковский /Oleg Yankovsky/
Эрланд Юсефсон /Erland Josephson/
Домициана Джордано /Domiziana Giordano/
Патриция Террено /Patrizia Terreno/
Лаура Де Марчини /Laura De Marchi/
Делия Боккардо /Delia Boccardo/
Милена Вукотич /Milena Vukotic/
|
|
видео |
|
|
звук |
Русский
Профессиональный (одноголосый)
|
|
длительность |
124 мин
|
|
рейтинг |
7.50
|
|
|
|
|
Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта — это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга посредством томика стихов Арсения Тарковского.
Вскоре Горчаков начинает осознавать, что история музыканта — это отчасти и его собственная история: в Италии он чувствует себя чужим, но и вернуться домой уже не может. Героем овладевает тягостное оцепенение, тоска по родине переходит в болезнь…
|
|
|
|
Фильм-размышление. Янковский в роли советского архитектора, путешествующего по северной Италии. Он занимается исследованием жизни русского композитора в изгнании, покончившего с собой. В разлуке с Родиной архитектор страдает от ностальгии, хочет вернуться в дом, который недосягаем. От тоски Янковски вступает в связь переводчицей. Отношения, однако, не приносят ему удовлетворения и постепенно рушатся. Знакомство и дружба с итальянским профессором (он семь лет назад заперся с семьей в своем доме в ожидании конца света) окончательно приводят к разрыву. Женщина уезжает к своему любовнику в Рим. Профессор живет среди развалин водного курорта XVI века. В бассейне, наполненном минеральной водой, он плавает с зажженной свечой, верит, что сможет спасти человечество, если переплывет бассейн так, чтобы свеча не погасла. Терпя неудачу за неудачей, уезжает в Рим, забирается на статую Марка Аврелия, откуда выкрикивает мрачные пророчества. Спустя время обливает себя бензином и поджигает. Архитектор тоже намеревается переплыть бассейн. Первые две попытки терпят крах, потом ему это удается. Свеча горит, но сам архитектор обессилел. Он пытается удержаться на плаву, ему видятся российские пейзажи с падающим снегом.
|
|
Копия иконы Владимирской Богоматери, увиденная Андреем Тарковским в старинной римско-византийской церкви Санта Мария в Анконе (Северная Италия), вдохновила выдающегося российского кинорежиссера снять художественный фильм «Ностальгия», вошедший в «золотой фонд» мирового кинематографа. Об этом было заявлено на проходившей недавно в Анконе конференции «Православная культура», посвященной 70-летию мэтра, скончавшегося в 1986 году далеко от родины. Этот город не случайно выбран местом проведения столь значительной встречи. По словам организаторов конференции, среди которых и Международный институт Андрея Тарковского, в самом начале 80-х годов российский кинорежиссер неоднократно посещал Анкону. Об этом сам маэстро писал в своем дневнике, недавно изданном на итальянском языке.
|
Тарковский и здесь неподражаем: своим фирменным стилем он сумел-таки преобразить солнечную Италию в Петербург узких улочек Достоевского!..
|
|
|