|
жанр |
Фантастика |
|
страна |
СССР |
|
год выпуска |
1924
|
|
режиссер |
Яков Протазанов /Jakov Protazanov/
|
|
актеры |
Игорь Ильинский /Igor Ilynskiy/
Владимир Уральский /Vladimir Uralskiy/
Юлия Солнцева /Julija Solnceva/
Николай Церетелли /Nikolaj Ceretelli/
|
|
видео |
|
|
звук |
Русский
Немое кино
|
|
длительность |
100 мин
|
|
рейтинг |
9.00
|
|
|
|
Первый фильм, поставленный режиссером Яковом Протазановым после его возвращения из эмиграции. В основу был положен одноименный роман Алексея Толстого. Автор в написании сценария почти не участвовал, передоверив его известному драматургу Алексею Файко и режиссеру Федору Оцепу. Протазанов объединил в работе талантливых людей: оператора Желябукского, художника Симова, костюмы создавались по эскизам художницы Александры Экстер. Неизменно чуткий в выборе исполнителей, режиссер пригласил на главные роли актеров из разных московских театров: Юлию Солнцеву (Аэлита), Александру Перегонец (Ихошка), Николая Церетели (инженер Лось) из Камерного театра, мхатовцев Николая Баталова (красноармеец Гусев) и Юрия Завадского (Гор); впервые в картине Протазанова снимался Игорь Ильинский, ставший впоследствии одним из самых любимых актеров режиссера. Задача Протазанова была достаточно сложной. Ему была чужда идея романа: противопоставление умирающей цивилизации далекой планеты Марс (мир буржуазный) нарождающейся цивилизации планеты Земля (Страна Советов). Не слишком увлекала режиссера и фантастическая сторона сюжета: полет землян на Марс. В этом плане Протазанов ограничился изобразительным решением фильма. Симов создал конструктивистские декорации в тех эпизодах, где действие происходило на Марсе. Это были геометрические плоскости, косые площадки, винтовые лестницы иными словами, все чуждое знакомому и узнаваемому быту землян, персонифицированному в образах красноармейца Гусева и его жены Наташи. Самыми сильными сценами в 'Аэлите' оказались подвластные таланту и устремленности Протазанова остроумные, забавные эпизоды из жизни простых обитателей московских коммуналок, эпизоды в детском доме, эвакопункте и т. п. Пылкий роман красавицы-марсианки Аэлиты отчасти напоминал мелодраматические отношения из дореволюционных лент Протазанова. Вместе с тем в истории этой необыкновенной любви прозвучали и ноты изначальной обреченности, отсутствия будущего для человека с планеты Земля и прекрасной марсианки, людей разных миров. 'Аэлита', по сути, была первой отечественной научно-фантастической картиной, имеющей определенный зрительский успех. Отголоски протазановского опыта в разных версиях порой оживают в современных картинах этого жанра
|