|
Настоящая война (док) | Nastojaschaja vojna |
|
|
жанр |
Документальный, Военный |
|
страна |
Россия |
|
год выпуска |
2000
|
|
режиссер |
Александр Сладков /Aleksandr Sladkov/
Игорь Беляев /Igor Beljaev/
|
|
актеры |
|
|
видео |
|
|
звук |
Русский
|
|
длительность |
77 мин
|
|
рейтинг |
6.00
|
|
|
|
|
Телерепортер РТР Александр Сладков и опытный кинодокументалист Игорь Беляев сняли типично "солдатское кино": на экране крупным планом кирзачи, месящие грязь и вздымающие пыль проселочных дорог, небритые лица, камуфляж, перепоясанный пулеметными лентами, орудийные расчеты и танковые экипажи, вечная фронтовая триада - бой, привал и долгий марш... Время от времени пространство кадра оживляют "отцы-командиры" (Трошев, Шаманов, Казанцев, Булгаков), но истинный герой фильма, конечно, солдат - пехотинец, десантник, спецназовец, омоновец... Русский Север, Подмосковье, Урал, Сибирь, Приморье - вся Россия предъявила свой счет бандитскому анклаву. Операторы работали на совесть, снимая порой под пулями, не отставая от своих героев ни на шаг.
"Да, враг был храбр..."
Чеченских боевиков и их командиров в этом фильме мы видим либо мертвыми, либо пленными. Это принципиальное решение авторов, хотя можно сколько угодно спорить о его оправданности. Сладков и Беляев сознательно пренебрегают возможностями современного телевидения, накопившего уже солидные коллекции видеоматериалов, снятых стрингерами для Рейтер, СНН, Франс-пресс и т.д. Хватит, наслушались мы пустопорожних интервью Масхадова, наглых разглагольствований Басаева, мутных угроз Удугова, насмотрелись, как бандиты веселятся на привалах, отстреливая пальцы заложникам и отрезая головы пленным. На войне - как на войне: противника надо убивать, а в переговоры с ним мы уже играли в Хасавюрте. В этом смысле "Настоящая война" наследует традицию советской фронтовой документалистики с ее радикально черно-белым подходом к предмету. "Нас заставили воевать, - говорит за кадром ведущий. - Что ж, мы приняли вызов".
Вместе с тем, фильм отдает должное противнику: уже то, что Грозный брали месяц, Комсомольское - более трех недель, сами цифры наших потерь, - все это заставляет вспомнить стихи Симонова ("Да, враг был храбр. Тем выше наша слава").
"Фабрика ненависти"
"Есть упоение в бою". Оно естественно. Неестественно и даже опасно увлеченное живописание ужасов войны. Авторы это чувствуют ("война это фабрика ненависти", - признается Сладков), но не могут отказать себе в удовольствии показать офицера федералов, пишущего на стене разрушенного дома в Грозном: "Развалинами удовлетворен!" Месть - чувство затягивающее, и вот уже кадр, в котором земля сыплется на лица мертвых боевиков в яме, начинает казаться невыносимо долгим, а "работа" снайпера по живой мишени, сопровождаемая словами "а падает медленно, как в кино", отдает кощунством.
Сама лексика автора-ведущего при всей ее достоверности и приближенности к солдатской, вдруг начинает раздражать. Все эти "лупанул", "саданул", "жрать нечего", "колбасили их спереди и сзади", "или ты его замочишь или он тебя" отдают какой-то подростковой удалью, быть может, простительной в устах солдата-первогодка, но довольно нарочитой для взрослого человека.
"Настоящая война"
Не сомневаюсь, что фильм вызовет споры. Могу даже предсказать список претензий. В основном, они будут касаться того, чего в фильме нет. Нет даже упоминания о проблеме беженцев. Ни слова - о правах человека. Ни звука - о расстрелах наших колонн. Международная реакция - ноль внимания! К тому же - война не окончена, а фильм завершается шествием пленных боевиков (прямо как шествие немцев по Москве). Но на эти претензии и вопросы должен ответить другой фильм. А этот следует судить по тем правилам, которые его авторы для себя установили. То, что они хотели сказать, они сказали, а наше дело с ними согласиться. Или не согласиться.
|
|
|
|
|
|