|
жанр |
Документальный, Драма |
|
страна |
Латвия |
|
год выпуска |
1990
|
|
режиссер |
Шарунас Бартас /Sarunas Bartas/
|
|
актеры |
|
|
видео |
|
|
звук |
Русский
|
|
длительность |
38 мин
|
|
рейтинг |
10.00
|
|
|
|
Литовский режиссёр Шарунас Бартас, который снимал любительские фильмы ещё с девятнадцатилетнего возраста, потом учился в середине 80-х годов во ВГИКе в режиссёрской мастерской известного документалиста Виктора Лисаковича. Однако из-за разногласий с ним, в том числе - как раз по поводу данной ленты, был, к счастью, принят под крыло другим преподавателем, Ираклием Квирикадзе, затем оказавшим содействие Бартасу в получении права на постановку полнометражной картины «Три дня». Что касается фильма «В память минувшего дня», то он мог вызвать непонимание и даже неприятие в связи с неопределённым способом представления на экране окружающей действительности. Вроде бы съёмки - документальные, а вот организация материала и его обобщение - вполне художественные по манере, так что можно подумать, что это вообще игровая работа философско-поэтического плана, которую следовало бы назвать своеобразным реквиемом по уходящей в небытие эпохе.
Между прочим, по тщательности воспроизведения этого ускользающего, проваливающегося в бездну прежнего человеческого быта, будто доисторического мира коридоров, обшарпанных коммуналок и поцарапанных судеб, Шарунаса Бартаса можно сравнивать с Алексеем Германом, который взглянул на пережитое им самим время (особенно в ленте «Хрусталёв, машину!») словно из Вечности, из будущего или, по крайней мере, из космоса, сопрягая живость личных воспоминаний с полной отстранённостью творца. Вот и в бартасовском названии «В память ушедшего дня» тоже чувствуется дистанция по отношению к собственной жизни, которая в некий неуловимый миг перешла из настоящего в прошлое, и всё, что недавно происходило, буквально на глазах превратилось в реликт сгинувшего общественного строя, созданного именно по принципу коридорного общежития, где не было места отдельному человеку с его личными мечтами и потрясениями.
|