|
жанр |
Драма, Арт-хаус и авторское кино |
|
страна |
Нидерланды |
|
год выпуска |
1975
|
|
режиссер |
Йос Стеллинг /Jos Stelling/
|
|
актеры |
Люси Сингелинг /Lucie Singeling/
Георг Брюенс /George Bruens/
Герт Тийсенс /Geert Thijssens/
Жан Ван Дер Стин /Jan van der Steen/
Нил де Врайс /Nel de Vries/
|
|
видео |
|
|
звук |
Русский
|
|
длительность |
90 мин
|
|
рейтинг |
7.00
|
|
|
|
Фильм Йоса Стеллинга "Элкерлик" снят по мотивам одноимённой аллегорической пьесы - памятника нидерландской литературы XV века. События происходят в средневековой Голландии, и фильм густо "заселён" колоритными персонажами, будто сошедшими с полотен фламандских художников.
В центре внимания авантюрист - бродяга и комедиант, живущий тем, что обманывает людей, умело используя их пороки и слабости. Это приносит ему успех, а его необыкновенная изворотливость позволяет раз за разом избежать смерти. Он любит называть себя "Элкерлик"- "такой же, как и все", намекая тем самым, что окружающие его люди ничуть не лучше и не заслуживают снисхождения. Элкерлик добивается власти и богатства, но это не приносит ему счастья, он остаётся в полном одиночестве. Он, веривший только в свой ум и силу денег, оказывается побеждённым голосом совести, которая преследует его в ночных кошмарах и приводит на грань умопомешательства.
Уже во время сьёмок своего дебютного "Марикен из Ньюмехен", утрехтский кинематографист был занят экранизацией средневековой пьесы "Элкерлик" - красивой истории о мужчине по имени Всякий, время которого истекло и теперь "Бог призвал его держать ответ перед ним. Стеллинг создал из этого захватывающее изложение. Нет у него холодных абстракций или вялых размышлений, а есть роскошные живые картины прекрасно представляющие грубую действительность "последнего странствия". Большинство ролей было сыграно любителями.
Второй игровой фильм Йоса Стеллинга - это повествование о странствии человека, одновременно являющемся бегством от преследующей его смерти. Фильм использует множество символических и архетипических персонажей, таких как "Шут", "Дева(Девушка)", "Художник (творец)" и т. д. Ироничная интонация в начале фильма и в его конце перерастает в сатиру, в трагифарс: Элкерлик (всякий) - с ослом в качестве ноши на его плечах.
|
Стилистическое и тематическое продолжение "Марикен", с пугающе натуралистичным средневековым духом (черепа, речи о бренности сущего и прочие мементо мори) и колоритом (брейгелевские лица и образы). Плутовской роман перерождается в пышную аллегорию - трагедию сильного человека. В фильме особенно потрясли сочные желто-красные краски яств, прорвавшиеся в середине действа на фоне приглушенных тонов - так Веласкес ставил яркие жирные пятна в углу некоторых картин, упиваясь своим талантом.
|